Закон об образовании второй иностранный язык

Второй иностранный язык в школе в 2018-2019 году

Закон об образовании второй иностранный язык

Второй иностранный в школах, лицеях и гимназиях России был введен в начале 2015-2016 учебного года. Поскольку решение Минобрзауки носило рекомендательный характер, каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение, что стало причиной недовольства многих родителей.

Некоторые школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем режиме, поставили второй язык в обязательную программу, не посоветовавшись с родителями. Но нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения.

Что дальше? Какой язык будут изучать школьники в 2018-2019 учебном году как второй иностранный и можно ли будет отказаться от такой нагрузки в школе, где профильными являются не гуманитарные предметы? Давайте разбираться.

Обязательный второй иностранный или нет?

Хотя речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, термины введения этой нормы постоянно отодвигались, вплоть до грядущего 2018-2019 года. Хотя идея на первый взгляд казалась вполне выполнимой, ее реализация столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  1. отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  2. нехватка педагогических кадров;
  3. неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Более того, каждая школа получила возможность самостоятельно выбрать язык, который будут изучать старшеклассники исходя из желания детей и родителей или наличия соответствующего квалифицированного специалиста.

Таким образом, сегодня второй иностранный является обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но, уже в 2018-2019 учебном году все может измениться.

Выбор второго языка

В большинстве случаев, решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

Благодаря проекту «Немецкий – первый второй иностранный», многие школы отдали предпочтение именно языку Гете.

С какого класса могут ввести два иностранных?

Не стоит пугаться, что первоклассников заставят одновременно знакомиться с несколькими языками. Изучение иностранного будет поэтапным. С 1-го класса дети будут изучать основной язык (для большинства это будет английский), а уже с 5-го в программе появится второй предмет. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Таким образом, если в новом учебном году второй иностранный станет обязательным для всех школ, независимо от профиля, то переживать стоит только ученикам «стартовых классов».

К примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс, вводить его можно только для 5-тиклассников! Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион сможет сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Так, для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых школ из глубинки, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме русский и английский, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

Мнение министра образования

27.09.2017 года в рамках интервью для телеканала RT Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.

Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2020 году.

Что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения, дискуссия о целесообразности которого не смолкает уже много лет.

Наиболее очевидной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный.

Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.

Зарубежная практика

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни.

В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.

Источник: https://2019-god.com/vtoroj-inostrannyj-yazyk-v-shkole-v-2018-2019-godu

Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?

Закон об образовании второй иностранный язык

Однако тут же появляются и опровержения, что, наоборот, второй язык не добавят, а исключат из программы. Какой информации верить, каких изменений ждать в новом учебном году – разбираемся вместе.

Карл I Великий: «Владеть вторым языком, значит владеть второй душой»

Появление второго языка в программе обучения – не новость. Учебные заведения с гуманитарным уклоном уже давно практикуют изучение нескольких языков. Разница лишь в том, что о таком положении вещей заранее знают и ученики, и учителя.

Также, три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда “решение о языках” носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.

Как и у всякого новшества, на введение в программу второго языка отреагировали по-разному. Одни родители обрадовались изучению дополнительного языка, другие же посчитали, что детей слишком перегружают.

Среди недовольных также были, например, родители учеников, обучающихся в классах с математическим уклоном – мол, дополнительный язык отвлекает и в некоторой степени рушит саму идею специализированных классов.

Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего занятия в расписания учащихся нельзя.

Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не “пожертвовав” другим предметом, невозможно.

Если же мы говорим о классах с ориентированностью на определенный предмет, то подобная потеря профильного предмета ведёт к уничтожению сути углублённого изучения.

Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго придётся небольшим городам. Ведь если внедрение второго языка “пройдёт” по всем учебным учреждениям, то новшество затронет все “города и веси”.

Введение второго языка

На данный момент Министерство образования и науки РФ отложило переход “двуязычной” программы на 2019/2020 учебный год.

В 2018/2019 учебном году введение второго языка стало обязательным для образовательных учреждений и классов с соответствующим филологическим уклоном.

Данный вопрос руководство школы обсуждают вместе с родителями, причём рекомендовано вводить язык согласно интересам учеников, выяснив общее мнение посредством опроса.

Новая программа затронет учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, будут учиться по прежней одноязычной системе.

Для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе.

Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй.

Более того, несмотря на все рассуждения и распоряжения ситуация по обязательному введению двух языков так и осталась туманной.

Например, недавно министр образования Российской Федерации Ольга Васильева говорила о том, что повсеместное введение второго языка в школах нежелательно. Показатели даже по русскому языку оставляют желать лучшего, что уж говорить о нескольких дополнительных иностранных.

Таким образом, на данный момент решение вопросов о преподаваемых предметах ложится на плечи руководства школы, педагогов и родителей учеников.

А что учителя?

А как относятся к предполагаемому нововведению педагоги? Среди отмеченных положительных сторон особо выделяется перспектива больших возможностей (благодаря изучению нескольких языков) для самих школьников.

Новые языки – это возможность не просто посещать другие страны и чувствовать там себя свободно, но и возможность учиться и работать за рубежом. Особым плюсом является бесплатное обучение в странах Европы, если преподавание проходит на государственном языке. Это превосходный мотиватор для изучения немецкого, французского, испанского и других языков.

Изучение менее популярных (в школьном преподавании) языков также приводит к отличному результату. Сочетание владения языками “английский + “экзотический” является весьма успешным, так как специалисты с таким “набором” пока ещё редкость.

Хотя уже на сегодняшний день более двух тысяч дальневосточных школьников изучают китайский язык (да и в столице России китайский преподаётся в 75 школах), ученики из Казани практикуют изучение турецкого, а татарские школьники сделали выбор в пользу арабского.

Также полезным представляется изучение второго языка для общей ситуации в отношении российской лингводидактической школы. Когда-то наша германистика была одной из сильнейших в мире, но на сегодняшний день она практически перестала существовать. Происходит это из-за того, что в школах основное внимание в изучении иностранного языка приходится на английский.

К тому же учебная практика во всём мире показывает, что изучение лишь одного иностранного языка не практикуется в развитых странах мира.

Во многих школах Европы изучают три языка: английский преподаётся обязательно, в средней школе добавляют второй язык, ну а в старших вводится ещё и третий иностранный.

В Украине с 2018 года ввели подобное новшество – теперь первоклассники будут изучать один иностранный язык, а с пятого класса школьников настигнет и второй дополнительный.

Для утешения запаниковавших родителей приведём несколько аргументов “за” изучение нескольких иностранных языков.

Например, давно доказано, что изучение любого “чужеродного” языка – это отличная задачка, тренирующая наш мозг.

Стимуляция памяти, расширение кругозора (ведь учить другой язык – это способ познать другой мир), “зарядка” для интеллекта в целом – всё это позволяет достичь изучение других языков.

Стоит также упомянуть, что второй язык изучается гораздо легче и быстрее, чем первый. Эмпирически доказано, что переводчики, делающие переводы с одного языка на другой (оба языка иностранные), не испытывают перегрузок, их мозг уже работает по-другому, позволяя мыслить иначе и оперативнее.

Минусы второго иностранного

Однако отметим и отрицательные стороны введения второго иностранного языка. Помимо логичного увеличения нагрузки (от которой и так уже горестно вздыхают школьники, а также их родители) для всех учеников существует такой момент, как индивидуальная склонность к определённого рода дисциплинам.

Например, если ребёнок претерпевает неудачи в гуманитарных науках, то второй иностранный для него – это дополнительные затраты, как умственные, так и материальные (в случае крайнего неуспеха с языком родителям придётся нанимать репетитора), лишнее время и стресс.

Снова поднимается вопрос об актуальности второго языка для учеников спецшкол, выбирающих себе негуманитарное образование.

Дополнительная нагрузка коснётся не только учеников, но и учителей. Стоит учитывать, что нехватка кадров обязательно отразится на качестве преподавания. Даже в крупных городах человек с достойным уровнем владения иностранным языком скорее согласится работать переводчиком, чем пойдёт в школу, где заработная плата в разы меньше. О сёлах и деревнях не приходится даже и говорить.

Ко всему прочему, ложкой дёгтя становятся и учебники по иностранному языку. Существует немало адаптированных учебников, по которым школьники могут готовиться даже к сдаче единого государственного экзамена.

Однако подобные книги, адаптированные либо нацеленные на сдачу ЕГЭ, не являются лучшим выбором для изучения языка. Давно признано, что лучше всего материал изложен в книгах зарубежных издательств. Тут и наступает замкнутый круг: для обучения лучше выбирать зарубежные книги, но по ним трудно готовиться к ЕГЭ.

Адаптированные же учебники позволят сдать экзамен, однако качество грамматики и разговорной речи при этом пострадает.

Отдельной проблемой станет введение второго иностранного языка в региональных учебных заведениях.

Там, где школьники уже изучают русский, свой национальный и английский языки, добавление ещё одного иностранного будет подобно такому “граниту науки”, об который можно сломать все зубы.

Многие учителя отмечают, что и на современном этапе с тремя языками многим детям сложно учиться. Высокие баллы получает немногочисленная группа учеников, поэтому говорить о внедрении дополнительного иностранного языка в регионах однозначно рано.

Итак, введения второго иностранного языка в 2018/2019 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях на обязательных условиях не будет. Поэтому нам остаётся лишь держать “руку на пульсе” тех новшеств, которые готовит нам Министерство образования и науки, и надеяться, что все предложенные инициативы ведут к лучшему.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/vtoroy-inostrannyi-yazyk-v-shkole/

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Закон об образовании второй иностранный язык

Часто население в России не успевает прийти в себя от постоянных реформ в разных сферах.

Школьное образование не является исключением — модернизация системы обучения уже стала постоянной и настолько частой, что родители с учителями не успевают запоминать различные новшества, хотя иногда бывают и просто слухи, пугающие людей.

Сейчас на очереди второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году, условно обязательный для изучения. Остается понять насколько информация правдива или же это очередной интернет-обман, не требующий реакции.

Сложности получения знаний у современных школьников

Многие родители выражают недовольство современной системой образования. Постоянные реформы самой системы образования и изменения в учебной литературе путают даже педагогов, что же в такой ситуации говорить про школьников.

Современные ученики пытаются успеть за новшествами, но невнятное преподавание из-за частых изменений не позволяет детям качественно осваивать материал на уроках. Часто учащимся приходится самим или с помощью родителей выяснять непонятные моменты прошедшего урока.

К тому же за последние годы количество уроков неуклонно растет, а с ними и образовательная нагрузка.

Попытки внедрить дополнительный, причем сложный, предмет, у некоторых родителей вызывают гнев. Дети и так целыми днями сидят за домашним заданием, всяческими рефератами и проектами, поэтому еще один иностранный язык, требующий регулярных занятий, по их мнению является чуть ли не издевательством над детской психикой.

Мнение! Родителям стоит вспомнить, что во многих развитых странах дети к моменту окончания школы знают 2-3 иностранных языка, причем не просто для галочки, а умеют на них общаться. В России по факту иностранные языки преподавать в школах не научились, но современные бесплатные онлайн-курсы позволяют без особых усилий не отставать по знаниям от школьников из других стран.

Также стоит отметить, что владение иностранными языками открывает перед будущим специалистом намного больше дверей.

В частности после завершения школы и вуза, человек, умеющий помимо родного говорить на двух других языках, может устроиться в интернациональную корпорацию или просто на хорошую должность в российском филиале иностранной компании. Впрочем, есть и другая необходимость изучать иняз.

Иностранный язык в качестве обязательной дисциплины ЕГЭ

Разговоры с обсуждением преподавания иностранных языков в образовательных учреждения будут продолжаться вне зависимости от того, введут ли вторую дисциплину в плановую программу обучения в средней школе или нет.

Родители, школьники и педагоги уже «на взводе» — планируемое внедрение иностранного языка в рамки обязательной сдачи госэкзамена нервирует всех. Те, кто планирует уйти в техникум, должны знать, что и в этом случае ЕГЭ по иностранному языку найдет их, т.к.

и таким учащимся в законопроекте по новым экзаменам уделено внимание.

Внедрение второго иняза дает не только повышенную нагрузку для детей, но и дополнительные возможности.

Существуют тысячи примеров, когда дети не могли нормально изучать какой-то конкретный иностранный язык, но при освоении другого абсолютно не испытывали сложностей.

Потенциально дети выиграют от знания двух языков не только в общем развитии, но и смогут получить преимущество при сдаче того иняза, который легче изучался, дав больший объем знаний.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году будет в любом случае осуждаем, причем даже если инициативу отложат или отменят совсем. Хотя вряд ли российские дети глупее школьников из других стран. Только споры о том, чтобы сделать английский постоянным для всех, а второй язык по выбору, все еще не утихают, как и обсуждение преимуществ и недостатков увеличения образовательной нагрузки.

Плюсы и минусы второго иностранного языка в школе

Самым очевидным преимуществом дополнительных уроков иняза является повышение общего уровня образованности, хотя тут многое зависит от конкретной школы и самого учащегося. К тому же в будущем такие дополнительные знания могут позволить устроиться на более высокооплачиваемую работу.

Есть и другие плюсы:

  1. Изучение нового стимулирует познавательную функцию.
  2. Заучивание слов и грамматических правил тренирует память.
  3. Знание языков повышает самооценку и положительно влияет на психику.

Можно бесконечно долго перечислять все ситуации, в которых может пригодиться знание второго иняза, а также вспоминать все плюсы изучения языков других государств, только не стоит забывать о жестких реалиях российской системы образования.

По факту многие плюсы можно вычеркнуть из-за некачественно обученного преподавательского состава.

Учителя в 70-80% не способны научить школьников хоть как-то изъясняться на иностранном языке, даже на одном, а внедрение второго может просто привести к путанице.

С другой стороны было бы некорректно перекладывать вину исключительно на педагогов. В том, что дети никак не могут освоить даже тот же простой английский, есть и вина родителей, и самих школьников, и даже Министерства образования.

Сами ученики не стремятся понять логику языка и запомнить несложные правила, часто во много раз более простые, чем в нашей родной речи.

Родители сами не знают язык, поэтому не в силах контролировать собственного ребенка или хотя бы изредка общаться дома не на русском.

Что же касается Министерства образования, то именно по их воле в школы попадают поистине неадекватные учебники иностранных языков.

Это также связано с незнанием языков, ведь с большинством учебной литературы по другим общеобразовательным дисциплинам ситуация в последние годы налаживается.

С пособиями по иностранному языку ситуация пока парадоксальна — некоторые родители, знающие язык, заглянув в учебник, не могут даже понять что и как там связано в последовательность. Т.е. лица, относительно свободно говорящие на другом языке, не понимают материал школьного учебника.

Особенности и сроки внедрения новых уроков

Сейчас в большинстве школ присутствуют уроки только 1 иняза, преподаваемого со 2 класса. При этом второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году станет новшеством не во всех образовательных учреждениях. Ряд школ, гимназий и некоторые лицеи внедрили дополнительный иняз 3 года назад, а в профильных учреждениях такая практика допустима давно.

В остальных школах новую дисциплину начнут учить те, кто на момент ее обязательного внедрения перейдет в 5 класс. Дети, успевшие перейти в шестой и последующие классы, будут освобождены от дополнительных уроков иностранного языка. Также пока в стадии согласования перенос начала изучения иностранных языков со второго в первый класс. Т.е. дети с начала обучения будут учить 2 языка.

Стоит знать! Ряд государств уже внедрили в систему образования 3 иняза — с первого класса, со среднего и со старшего звеньев. Наша страна традиционно отстает от мира, внедряя лишь второй язык, как уже много лет делается в развитых государствах.

Второй иняз в школах планируют внедрить в 2019-2020 году, хотя пока нормативная база этого явления неясна. Окончательных законов нет, как и конкретных указаний по выбору языка.

Многие пророчат немецкий, ведь Россия за последние несколько десятилетий достигла хороших показателей в германистике, а сейчас идет утрата таких знаний.

Впрочем, панику наводить рано, нужно еще немного подождать, чтобы все стало предельно понятным для граждан.

: нужен ли второй иностранный язык в школе

Источник: https://v-2020.org/vtoroy-inostrannyj-yazyk-v-shkole-v-2019-2020-godu

Закон об образовании второй иностранный язык

Закон об образовании второй иностранный язык

Немецкий после английского» (с опорой на английский язык как первый иностранный язык) для 7-8 и 9-10 классов (издательство «Март»).

Важно Ведется работа над третьей частью этой сери.

В основу разработки серии УМК «Мосты.

Немецкий после английского» положена «Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)» И.Л.Бим (М., Вентана-Граф, 1997).

По французскому языку как второму иностранному рекомендуется использовать интенсивный курс И.Б.Ворожцовой «В добрый путь!» (издательство «Просвещение»).

Как следует из

«Типового положения об общеобразовательном учреждении»

(пункты 2, 3, и 5), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.

2001 № 196 [6] (далее – «Типовое положение») условия для реализации гражданами РФ права на общедоступное образование создает общеобразовательное учреждение, которое в своей деятельности руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, Типовым положением, а также разработанным на его основе уставом общеобразовательного учреждения.

Второй иностранный язык в школе в 2019 году

—> Начиная с сентября 2015 года, в школах Российской федерации, начиная с пятого класса, вводится второй иностранный язык как обязательный предмет. Причины изменения программы о втором иностранном языке в школе Второй иностранный язык в школе 2019 учебного года, по словам министра образования, является жизненной необходимостью.

О введении в школах второго иностранного языка в качестве обязательного

«Инязвочки» в село не поедут.

Разумеется, вовсе не все семьи, получившие поддержку в виде материнского капитала, имеют детей, отстающих в развитии.

https://www.youtube.com/watch?v=gxnHA3mCais

Но понятие – обозначение «маткапитал» появилось! Стоят за ним пьющие (но сначала неработающие, потому что с работой в селах всяко бывает или не бывает) родители (один или оба) и черные риэлторы, которые в отношении ½ обналичивают материнский капитал.

Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что иностранные языки способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка.

Однако введение нового предмета пойдет поэтапно и завершится не скоро, разъяснили «МК» в ведомстве.

фото: Геннадий Черкасов На самом деле решение о введении с 5-го класса второго обязательного иностранного языка в российской школе было принято давно.

Изучение иностраного языка в началнойй школе

Права и обязанности родителей (законных представителей) 1.

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.Еще более конкретно, именно про выбор языков, говорит Письмо Минобразования от 28 ноября 2000 года №3131/11-13

«Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях»

где прямо указаноРодители и учащиеся выбирают изучаемый язык, исходя из своих интересов и потребностей.

Поэтому пишите жалобу на действия администрации школы. 18 Августа 2013, 10:11 Ответ юриста был полезен?

Статья 14 Язык образования

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Закон об образовании РФ.

Фундамент обучающей системы государства

Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  • безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
  • дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  • правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  • гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  • определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  • полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  • определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  • формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  • определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  • описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  • законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития.

Статья 14. Язык образования

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации. 4.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

С какого периода второй иностранный язык обязателен для изучения в основной школе?

Следовательно, в рамках обязательной предметной области должны изучаться иностранный язык и второй иностранный язык. Вместе с тем, ФГОС не определяет в каком объеме и на каком этапе освоения образовательной программы необходимо вводить второй иностранный язык.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам ( Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьями и Федерального закона № 273-ФЗ основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной образовательной программы, имеющей рекомендательный характер.

Источник: http://domprava76.ru/zakon-ob-obrazovanii-vtoroj-inostrannyj-jazyk-81741/

Как организовать изучение второго иностранного языка по ФГОС

Закон об образовании второй иностранный язык

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос.

Обратите внимание, школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык

Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.

В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО).

В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия».

Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников.

В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Обучение учителей второму (третьему) иностранному языку

Как ввести второй иностранный язык

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик. Предложите учителям основного иностранного языка (например, английского) пройти обучение по программам повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

В лингвистической школе BUSINESS LINGUA SCHOOL педагоги могут без отрыва от работы пройти дистанционное обучение по программам:

В BUSINESS LINGUA SCHOOL Вы можете найти список программ и выбрать любой иностранный язык для изучения в удобной и современной форме по низкой стоимости!

Все программы являются интерактивными и направлены на развитие навыков аудирования, чтения и говорения на иностранном языке. Собственная уникальная методика и новейшие технологии обучения позволят вам начать разговаривать на иностранном языке уже после 3-го занятия!

Желающие могут посмотреть уроки по иностранным языкам на -канале школы (колледжа) Анны Муратовой, а также подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ».

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
  • в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Внимание: в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

Сколько указать часов в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования.

Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы).

Скачать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

Скачать примерный недельный учебный план для 5–9-х классов со вторым иностранным языком.

Обратите внимание, для изучения второго иностранного языка можно разделить класс на группы.

Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН школы), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).

В помощь педагогам, школьникам и их родителям в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой есть электронные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, уроки по иностранным языкам, дополнительному образованию, бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ»,  тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , курсы развивающих занятий.  Для школьников, студентов и педагогов предусмотрены международные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

Изучайте 2 языка по цене одного! Сдвоенные программы для работников образовательных организаций

© Материал из Справочной системы «Образование»

Источник: http://bls.in-texno.ru/english-blog/kak-organizovat-izuchenie-vtorogo-inostrannogo-yazyka-po-fgos

Проблемы внедрения новых языковых стандартов

Основной проблемой на пути к изучению второго иностранного языка в школе становится отсутствие «окон» в расписании.

При пятидневном обучении занятость учащихся 5-9 классов не должна быть больше, чем 29-33 учебных часа. Учитывая насыщенную программу по другим предметам, выделить 2 урока на новую дисциплину проблематично.

Особенно сложно обстоят дела в региональных школах, где ученики изучают родной, русский, иностранный языки.

Внедрению новых стандартов препятствует дефицит кадров – испанский или китайский способны преподавать на достойном уровне немногие преподаватели. Лучше обстоят дела с более популярными французским и немецким, но для сельских школ даже в этом сегменте найти хорошего преподавателя сложно.

Препятствием служит недостаточная мотивация учеников – некоторые из них не планируют использовать даже базовый иностранный язык.

На фоне высокой загруженности, необходимость получения потенциально «ненужных» знаний становится сильным раздражающим фактором. Это негативно сказывается на нервной системе детей.

В случае отсутствия прогресса в обучении возникает необходимость в занятиях с репетитором – это дополнительные траты времени и денег.

Многие родители считают более предпочтительным факультативное изучение. Не все дети имеют предрасположенность к лингвистике, зато делают успехи в точных науках – дополнительная нагрузка не дает сконцентрироваться на области знаний, имеющей перспективное для ребенка значение.

Преимущества изучения дополнительного иностранного языка

Лингвисты говорят о том, что освоение второго и всех последующих языков проходит легче, чем изучение первого – это правило действует даже в случае, если они относятся к разным группам и совершенно непохожи друг на друга. У учащегося пропадает привязка к привычной логике словообразования и построения предложений, ему проще понимать новые правила, применять их на практике. В процессе обучения:

  • улучшается память;
  • расширяется кругозор;
  • развивается способность решать параллельно сразу несколько задач, быстрее приспосабливаться к изменению обстоятельств;
  • повышается точность распознавания звуков – нередко это позволяет достичь успехов в музыке.

Замечено, что билингвы быстро схватывают суть событий, они умеют лучшие концентрироваться на выполняемых действиях.

Реформа ФГОС приносит не только дополнительную нагрузку, но и положительные перспективы. Знатоки языков имеют возможность проходить обучение (стажировку) за рубежом, не испытывают сложностей с коммуникацией при посещении других стран. Часто они получают преимущества при трудоустройстве – особенно ценят современные работодатели знание английского и китайского.

В 2019-2020 г. обязательный второй иностранный язык будет введен в программу многими учебными заведениями. Несмотря на то, что далеко не все приветствуют такое нововведение, процесс постепенно охватит все школы.

Источник: http://2018god.net/vtoroj-inostrannyj-yazyk-v-shkole-v-2019-2020-godu/

Адвокатская помощь
Добавить комментарий