Национальный режим в госзакупках это

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках это

Тенденции развития экономики нашей страны направлены на предоставление преимущества российским производителям. Для того чтобы отечественные товары получали преференции перед иностранными разработан национальный режим осуществления государственных закупок. Его особенности прописаны в статье 14 44-ФЗ.

Что такое национальный режим закупок и когда он применяется

Согласно пункту 1 14 статьи 44-ФЗ национальный режим применяется к товарам, произведенным на территории иностранных государств. Все мероприятия, проводимые в рамках такого режима можно разделить на три большие группы:

  1. Запрет на допуск товаров к поставке в рамках государственных контрактов. Он применяется к продукции машиностроения, легкой промышленности, мебельной продукции, а также программному обеспечению и товарам, имеющим оборонное значение. Если на участие подана заявка, предлагающая приобретение товаров иностранного производства (за исключением стран, входящих в ЕАЭС), то она должна быть отклонена.
  2. Ограничение допуска товаров иностранного производства. Разрешается рассматривать заявки, предлагающие продукцию иностранных государств, в том случае, если объект закупки не имеет аналогов российского производства. Такое послабление касается лекарственных препаратов, радиоэлектронной аппаратуры, а также медицинских изделий.
  3. Предоставление преференций. В отношении остальных групп товаров устанавливаются преференции российской продукции. В этом случая рассматриваются все поданные заявки, но та, в которой все товары отечественного производства получает ценовое преимущество.  

Для того чтобы можно было определить соответствие заявки предъявляемым требованиям, в ней должна быть указана страна происхождения товара. В противном случае заявка подлежит отклонению.

Полный перечень товаров, для которых применяется национальных режим, определяется постановлениями правительства РФ.

Подробнее о перечне товаров, попадающих под запреты и ограничения, а также о необходимых действиях заказчиков и поставщиков, работающих с ними можно прочитать в данной статье.

С какой целью вводится национальный режим

Внедрение национального режима проведения закупок преследует следующие цели:

  1. Обеспечение безопасности станы и поддержание оборонной способности.
  2. Защита конституционного строя.
  3. Стимулирование развития внутреннего рынка.
  4. Поддержание национальной экономики.
  5. Поддержка российских производителей.

Применение национального режима может преследовать цель, предотвратить участие в закупках стран, потерявших доверие правительства. Так, с 1 января 2016 года было введено ограничение на предоставление услуг организациями, находящимися в юрисдикции Турции.

Особенности предоставления преференций

Согласно постановлению правительства № 925 от 16.09.2016 г. устанавливаются преференции в отношении товаров российского производства при проведении государственных закупок. Такие же преимущества предоставляются и участникам, предложившим к поставке товары белорусского и казахстанского производства.

Рассмотрение и оценка заявок, предлагающих к поставке товары российского производства, проводится по предложенной участником цене, сниженной на 15%. Если такая заявка признается победившей, то договор заключается по цене, изначально предложенной участником. Такое правило действует для тех процедур, которые не предполагают торгов.

Рассмотрим пример:

На участие в закупке поданы 2 заявки. В одной товар российского производства по цене 100 рублей, в другой иностранная продукция по цене 95 рублей. Без применения национального режима победителем был бы признан второй участник.

В случае применения национального режима оценка заявки первого участника проводится с преимуществом в 15%, то есть считается, что предложенная им цена равна 85 рублям. Следовательно, он и становится победителем закупки.

При этом контракт заключается по предложенной им цене в 100 рублей.  

Если закупка предполагает торги, и в ней побеждает участник, предложивший товары иностранного производства, то с ним заключается контракт по цене, сниженной на 15 % от предложенной в ходе торгов. 

Если закупка признана несостоявшийся и контракт заключается с единственным поставщиком, то преференции не предоставляются.

Что должна включать в себя документация

В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить сопроводительную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

  • В правилах к оформлению первой части заявок указывается требование о декларировании участником страны происхождения товара.   
  • В документации прописываются условия предоставления преимущества товарам российского казахстанского и белорусского производства. 
  • В требованиях ко второй части заявки прописывается предоставление документов, подтверждающих соответствие участника статье 14 44-ФЗ.  
  • Указать в извещении сведения о применении национального режима.

В обязанности заказчика входит оценка заявок участников на соответствие требованиям. Если заявка была признана соответствующей ошибочно, наступает административная ответственность.

Как правильно составить заявку

В случае применения национального режима осуществления закупки заказчик прописывает в документации требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям статьи 14 44-ФЗ. При этом должен быть прописан конкретный перечень необходимых документов.

Если его нет, то достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно должна быть прописана страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

 

Применение национального режима осуществления закупок позволяет российским производителям получить преимущество перед российскими компаниями. Главное правильно составить заявку.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/108-natsionalnyj-rezhim-44-fz

Как готовиться к закупкам с применением национального режима?

Национальный режим в госзакупках это

Статья актуальна на 17 мая 2018

Иногда заказчики обязаны установить при закупках национальный режим. Его применение важно отслеживать, чтобы получить преференции на российские товары и не прогадать в цене при поставке иностранных.

В каких случаях применяется нацрежим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):

2.  Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения.

Рассмотрим подробнее как применяются преференции к товарам, которые включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств» (с 5 ноября 2018 — по приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н).

Формат поддержки зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик (ч. 4-5 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили письменные столы общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который имеет право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразится на цене контракта. Так если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку серверов. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил серверы российского производства. А второй –  вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму  — на 1 150 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если в рамках одного лота только часть товаров включена в перечень товаров из приказа;
  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров российского (других участников ЕвразЭС) происхождения;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в приказе;
  • В рамках одного конкурса участник в заявке предлагает товары и российского, и иностранного происхождения.

Как подтвердить страну происхождения?

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

  1. Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в России
  2. Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  3. Прописывать в закупке, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим, приложите к заявке декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения, или другой требуемый документ. Иначе заказчик обоснованно отклонит вашу заявку или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1105-national-mode

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок и порядок использования его принципов

Национальный режим в госзакупках это

Государственные и муниципальные заказчики имеют право закупать иностранные товары, если таковые могут в полном объеме удовлетворить нужды такого заказчика, однако, следует учитывать, что при осуществлении таких закупок следует придерживаться правила предоставления приоритета тем поставщикам, которые поставляют товары российского производства. Это и является национальным режимом.

Положения статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе»

Основное регулирование применения национального режима ложится на плечи статьи 14 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Именно эта статья говорит о том, когда и при каких обстоятельствах происходит использование принципа национального режима, а также каким образом тот или иной государственный или муниципальный заказчик может простимулировать или, наоборот, усложнить работу исполнителю заключенного контракта.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Использование принципов национального режима на сегодняшний день имеет несколько целей, главной из которых является поддержка отечественного производства, а также тех субъектов бизнеса, которые осуществляют реализацию российских товаров или услуг.

Кроме того, именно использование принципов национального режима позволяет выйти из возможного кризиса с поставкой различных товаров, выполнения работ или оказания услуг, который может возникнуть из-за использования потенциальным исполнителем контракта товаров, чье производство осуществляется в странах, устанавливающих различные санкции в отношении Российской Федерации в целом и ее отдельных организаций или граждан.

Для того чтобы использование национального режима не могло оказать негативного влияния на взаимодействие с государствами, с которыми у Российской Федерации установлены с помощью международных договоров торговые отношения, Правительство Российской Федерации ежегодно публикует специальный список стран, с которыми могут быть реализованы специальные торговые отношения, и на поставку товаров чьего производства принципы национального режима не будут распространяться.

Однако если аналогов российского производства в настоящее время у закупаемых товаров нет (например, если речь идет о специальных лекарственных средствах или медицинском оборудовании, которое используется для проведения лечения специфических видов заболеваний), федеральным законодательством допускается возможность проведения закупочных процедур, которые позволят приобрести товары иностранного производства. Однако необходимость именно закупок иностранных товаров и невозможность приобретения российских аналогов государственный или муниципальный заказчик должен тщательно обосновать.

Предоставление преференций

При проведении любых закупочных процедур заказчик для реализации принципов национального режима обязан предоставлять привилегии тем потенциальным исполнителям контрактов, которые предоставляют для исполнения взятых на себя обязательств товары российского производства или производства стран, входящих в ЕАЭС. В соответствии с положениями действующего законодательства к таким странам, которым предоставляются такого рода преференции, относятся Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Предоставление преференций в рамках реализации национального режима означает, что к участию в закупочных процедурах допускаются только те потенциальные исполнители, которые осуществляют предоставление товаров, а также выполняют работы или оказывают услуги с использованием оборудования, произведенного в Российской Федерации или странах, входящих в ЕАЭС.

Допуск других организаций возможен только в том случае, если поставщиков, которые могут предоставить товары указанного производства, нет, либо нет аналогов таким товарам, которые произведены в России или странах ЕАЭС.

В остальных случаях предоставление преференций происходит следующим образом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • если речь идет о конкурсах, запросах котировок или предложений, то предоставление преференций выглядит так: компания, которая поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги посредством оборудования, произведенного в Российской Федерации или странах ЕАЭС, назначает цену, которая будет снижена на пятнадцать процентов для того, чтобы создать более выгодную общую картину действий такого потенциального исполнителя. Результатом становится заключение контракта именно с таким исполнителем. Но цена, по которой заключается контракт, указывается та, которую назначил сам исполнитель. Это является своего рода привилегией для такого исполнителя, что означает заключение контракта именно с ним;
  • если преференция предоставляется в отношении контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона, то в этом случае процедура выглядит следующим образом: если речь идет о заключении контракта с поставщиком, который предложил наименьшую цену контракта и поставляет товары производства России и ЕАЭС, то с ним заключается контракт по той цене, которую он указал. Если же в заключении контракта участвует потенциальный исполнитель, который поставляет товары иностранного производства, то назначенная им цена уменьшается на пятнадцать процентов.

Однако предоставление преференций не будет осуществлено в том случае, если речь идет о закупках, которые проводятся конкурентными способами, и по которым только часть из перечисленных объектов закупки относится к произведенным в России или странах ЕАЭС.

Преференции тогда не будут предоставлены ни в каком размере, а итоговое заключение контракта произойдет на общих условиях.

Требования к участнику закупки

Так как государственный или муниципальный заказчик устанавливает требования к стране производства закупаемого товара или оборудованию, которое будет использовано при оказании предусмотренных контрактом услуг или выполнении работ, то к потенциальному исполнителю и предоставляемым им документам для участия в закупочной процедуре предъявляются специальные требования. К числу основных относятся:

  • указание в документах, входящих в первую часть заявки конкурентной закупочной процедуры, сведений, которые подтвердят страну происхождения конкретного товара;
  • предоставить документы, которые подтвердят страну происхождения товара. К числу таких документов относятся сертификаты, подтверждающие происхождение товаров, декларации о соответствии поставляемого товара требованиям национального режима и т. д.

Если товар, который будет предоставлен исполнителем по контракту, имеет неизвестное происхождение, то такому исполнителю участвовать в проводимой процедуре определения исполнителя по контракту будет запрещено.

Если речь идет об участии в закупочной процедуре потенциального исполнителя, который либо имеет в уставном капитале частично иностранное участие, либо является дочерней организацией иностранной компании, кроме компаний, которые зарегистрированы в странах ЕАЭС, то такой потенциальный исполнитель обязан подтвердить то, что он будет поставлять товары, произведенные в Российской Федерации или странах ЕАЭС. В противном случае он не будет допущен до участия в закупочной процедуре.

Ограничение допуска к закупкам

Для того чтобы опираться при осуществлении закупки на принципы национального режима, государственный или муниципальный заказчик обязан установить соответствующие требования в документации, сопровождающей ту или иную закупочную процедуру.

Такое требование должно быть сформулировано как в самой документации, так и в извещении о проведении закупки.

Именно на основании положений об использовании национального режима заказчик производит оценку предоставленных заявок на предмет соответствия и принимает решение о допуске или об отказе в участии тому или иному поставщику.

Ограничения в допуске осуществляются в тех случаях, когда:

  • проводимая закупка имеет объявленный национальный режим, а потенциальные участники предоставляют сведения о том, что поставляемый товар не соответствует принципам такого установленного режима;
  • к участию в закупке допущены потенциальные исполнители контракта, которые соблюдают принципы объявленного национального режима в отношении проводимой закупки;
  • потенциальный участник закупки предоставляет товары зарубежного производства и подтверждает это с документальной точки зрения, однако, у таких товаров есть аналоги российского производства или производства стран ЕАЭС;
  • при формировании необходимых частей заявки для участия в конкурентной закупочной процедуре указаны недостоверные сведения о том, какое производство имеет тот или иной поставляемый товар.

В том случае, если государственный или муниципальный заказчик провел проверку предоставляемых документов на товар и выявил факт предоставления недостоверных сведений, то это может быть рассмотрено в качестве основания для привлечения такого исполнителя к различным формам ответственности.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/nacionalnyj-rezim.html

Национальный режим в 44-ФЗ и применение преференций товарам российского происхождения

Национальный режим в госзакупках это

Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:

  1. запреты

  2. ограничения

  3. условия допуска (преференции)

Запреты на участие в государственных закупках

Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

Их список определяется Постановлениями Правительства:

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ

Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

  1. В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.

  2. Закупочная процедура признана несостоявшейся.

  3. В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.

  4. В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.

  5. В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

Преференции в 223-ФЗ

В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.

Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.

Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта – заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.

Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.

Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.

Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.

А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается  поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е.

каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе.

Участник, который предложит самую большую стоимость – выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров – при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.

Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.

Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

  • требование о декларировании страны производства товаров в заявке;
  • положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;
  • сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);
  • и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

  1. Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

  2. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

  3. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

  4. В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства – приоритет для них не предоставляется.

  5. В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Закупки у субъектов малого предпринимательства

НДС в контракте

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/nacionalnyj-rezhim

Как применяются правила национального режима в госзакупках | Контур.Закупки

Национальный режим в госзакупках это

Национальный режим — это набор ограничений, которые действуют в закупках определенных товаров. Эти ограничения распространяются на товары, произведенные за пределами ЕАЭС (Таможенного союза), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Национальный режим введен для поддержки отечественных производителей. Проявляется он в запрете покупки определенных товаров, ограничении допуска заявок с таким товаром, а также предоставлении российским товарам ценового преимущества.

Правительство приняло несколько документов, каждый из которых посвящено отдельным видам продукции или товарным группам. Посмотрим, как заказчики должны применять эти акты.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Товары из разных групп

Приказ Минфина № 126н от 04 июня 2018 года.

Этот приказ регулирует закупки разных товарных групп: отдельных продуктов питания, бумаги, мебели и некоторых других товаров.

Правила национального режима начинают работать, если среди поданных заявок есть товары, которые имеют как отечественное, так и иностранное происхождение. Если заявка содержит хотя бы один импортный товар, то она считается иностранной.

Применяются такие правила:

  1. В аукционах. Если победила иностранная заявка, то от цены отнимается 15%.
  2. В остальных типах конкурентных закупок. Заявка с иностранным товаром оценивается по той цене, которая в ней указана. Заявка с товаром из ЕАЭС оценивается по цене на 15% меньше заявленной. Однако если побеждает заявка с отечественным товаром, то контракт заключается по полной цене. То есть снижение цены на 15% действует только в момент оценки заявок и дает преимущество российским товарам.

Подтвердить происхождение товара участник должен декларацией. А на момент поставки приложить документы, которые подтвердят страну происхождения продукции.

Продукты питания

Постановление № 832 от 22 августа 2016.

Национальный режим в отношении регулируемых продуктов начинает работать, когда помимо иностранной заявки есть 2 только с отечественным товаром либо товаром из стран ЕАЭС. При этом обе они должны соответствовать всем требованиям документации закупки и закона 44-ФЗ, а также предлагать товар разных производителей.

На публикацию смешанного лота (в который входят запрещенные и разрешенные товары) запрета нет. Но прибегать к этому все же рискованно, поскольку ФАС может посчитать это ограничением конкуренции для тех товаров, в отношении которых национальный режим не работает.

Если есть две заявки, удовлетворяющие указанным выше условиям, то предложение с иностранным товаром должно быть отклонено. Это правило называется «третий лишний». Если условия для отклонения не исполняется, то вступает в действие правило рассмотренного выше приказа № 126н.

Подтвердить происхождение товара участники могут, подав декларацию о стране происхождения товара и декларацию производителя в свободной форме.

Радиоэлектроника

Постановление № 968 от 26 сентября 2016 года.

Утвержден список радиоэлектронной продукции, в отношении которых действует национальный режим. Включать в один лот продукцию из этого перечня и товары, в отношении которых не установлены ограничения, нельзя.

Правила нацрежима такие же, как в постановлении № 832. То есть помимо предложения иностранного товара должны быть 2 заявки с российским товаром разных производителей. Реализуется нацрежим через правило «третий лишний». Если оно не срабатывает (1 заявка с российским товаром), то включается условие из постановления № 126н.

Чтобы подтвердить происхождение продукции, поставщик может представить:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • выданный на один раз или год сертификат СТ-1 (приказ Торгово-промышленной палаты от 22 декабря 2016 года № 155);
  • подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров в России (постановление Правительства от 17 июля 2015 года № 719);
  • уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 года №1032/397).

Товары легкой промышленности

Постановление № 791 от 11 августа 2014 года.

Российскими считаются товары, произведенные в ЕАЭС и из материалов, которые также произведены на территории Таможенного союза.

При наличии производства таких товаров в РФ иностранные аналоги закупать запрещено. То есть заявки с иностранным товаром нужно отклонить. Это правило не действует только в том случае, если Минпромторг выдаст заключение об отсутствии в России производства товаров, которые входят в список из рассматриваемого постановления, а также материалов для их производства.

Заказчик может включать в один лот товары из запрещенного списка и разрешенные к закупке, если докажет, что они связаны функционально или технологически.

Подтвердить страну производства товара можно декларацией производителя, составленной в свободной форме.

Мебель и продукция деревообработки

Постановление № 1072 от 05 сентября 2017 года.

В постановлении указано, какую именно мебель иностранного производства закупать запрещено. Также не может быть закуплена мебель, произведенная в России из импортного сырья. Смешанные лоты делать можно, но нужно подтвердить  взаимосвязь товаров — функциональную и технологическую.

Правила национального режима для товаров из этого постановления простое: продукцию, которая входит в перечень, закупать нельзя. То есть заявку, содержащую такой товар, нужно отклонить. Можно покупать лишь ту мебель и товары деревообработки импортного производства, которые не производятся в России и других странах ЕАЭС.

Запрет из постановления № 1072 носит временный характер — действует с 1 декабря 2017 по 1 декабря 2019 год.

Подтвердить происхождение товара можно такими документами:

  1. Копией специнвестконтракта, заверенной руководителем организации, являющейся его стороной.
  2. Актом экспертизы, выданным ТПП (приказ ТПП РФ от 30 мая 2018 года № 52).
  3. Заключением Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции в РФ.
  4. Сертификатом СТ-1 (приказ ТПП РФ от 02 апреля 2018 года № 29).

Продукция машиностроения

Постановление № 656 от 14 июля 2014 года.

В постановление вошли товары машиностроения, которые запрещено закупать, если они произведены за пределами России. Запрет не действует на разного рода представительства российских организаций за границей. Также заказчикам можно купить отдельные позиции, если они произведены странах ЕАЭС, а именно:

  • отдельные виды автомобилей;
  • автобусы;
  • кареты скорой помощи;
  • определенная строительная техника.

В лот можно одновременно включить товары машиностроения, запрещенные и разрешенные к закупке, при условии, что они взаимосвязаны.

Подтвердить происхождение товара поставщик может:

  • копией специнвестконтракта;
  • разовым сертификатом СТ-1 или Актом экспертизы, выданными Торгово-промышленной палатой (приказ от 25 августа 2014 года № 64).

Программное обеспечение и права на него

Постановление № 1236 от 16 ноября 2015 года.

При закупках ПО правило такое: если есть подходящие отечественные программы, закупать иностранные запрещено. Но если заказчик может обосновать, почему ему нужна иностранная программа, то запрет действовать не будет. Яркий пример — операционная система MS Windows.

Правило на формирования смешанного лота такое же, как для мебели и оборудования. То есть товары, запрещенные и разрешенные, можно включать в один лот, если они взаимосвязаны.

Подтверждать происхождение программ документами не нужно — в России и ЕАЭС ведутся реестры ПО местного производства.

Закупки для поддержания обороны и безопасности РФ

Постановление № 9 от 14 января 2017 года.

Постановление запрещает закупку объектов иностранного происхождения в рамках гособоронзаказа, а также непосредственно связанных с безопасностью государства.

Но есть исключения, когда иностранную продукцию закупать разрешено. Например, можно покупать ТРУ из списка, приведенного в постановлении. Также запрет не будет действовать, если на территории ЕАЭС нужный товар не производится.

Есть и другие исключения — полный список в самом постановлении № 9.

Отечественное производство товаров подтверждается заключением Минпромторга, выданным по правила из постановления Правительства № 719. Для товаров, не входящих в это постановление, конкретных видов подтверждающих документов не предусмотрено.

Спортивное оружие и боеприпасы

Постановление № 1119 от 20 сентября 2018 года.

Закупать боеприпасы и спортивное оружие нужно по правилу «третий лишний». То есть если поданы 2 закупки с товаром из ЕАЭС разных производителей, иностранный товар нужно отклонить. Не применяют это правило при закупках:

  • которые проводятся за границей;
  • товаров для спорта высших достижений (олимпийской сборной и т. д.);
  • запчастей и комплектующих к уже имеющемуся оружию.

В качестве подтверждающих документов можно представить:

  • сертификат СТ-1, полученный в Торгово-промышленной палате;
  • заключение Минпромторга о том, что в России нужный товар не производится.

Списки товаров, в отношении котрых действует национальный режим, и соответствующие им коды ОКПД2, можно найти в статье: Национальный режим: товары и ограничения.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/kak-primenyayutsya-pravila-nacionalnogo-rezhima-v-goszakupkax/

Адвокатская помощь
Добавить комментарий